Дон является атрибутом многих городов,
Темерник - самая ростовская речка в мире!
Отправить фото
5000 максимум символов
Добавить файл(ы)

Храмы Затемерницкого поселения.

Больше
8 года 4 мес. назад - 7 года 8 мес. назад #1497 от Selena
Если взглянуть на план города Ростова-на-Дону 1912-1914 гг., изданный городской Управой под редакцией П. П. Мамонтова(1), то на территории Затемерницкого поселения увидим обозначения трёх храмов.

1 - Церковь во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня,построен в 1873 году; 2 - Церковь во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира - в 1889 году; 3 - Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена в 1905году. До наших дней храмы не сохранились, но каждый из них оставил след в итории.
Церковь во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Затемерницкое поселение, или как его попросту называли, Темерник, возникло в 50-х годах XIX века. Экономическая конъюнктура в стране вызывала к жизни промышленные предприятия. В 40-х годах начал давать продукцию чугоплавильный завод, на Темерницком озере и на протоках обосновались шерстомойни, появились заводы кожевенные, овчинные, воскобойные – всего около трёх десятков. Нарождающейся промышленности, особенно шерстомойкам в летний сезон, порту требовались тысячи людей. Прослышав о возможности заработать, ежегодно по весне приходили на Дон многочисленные сезонники, готовые взяться за любое дело. И, конечно не вся масса иногороднего люда возвращалась осенью обратно. Находили пришлые к зиме место на фабрике или заводе – и каждый год росло число горожан. Селились, где придётся, делали землянки, ставили хатки поближе к месту работы, подальше от полицейского глаза, без спроса у властей. [1]

Фото 1.
Так выросли многие ростовские окраины, в том числе и Темерник (фото 1).
Это поселение у ростовских властей было, как бельмо на глазу. По словам Г.П. Данилевского(2), все проделки против полицейских уставов в городе начинались отсюда. Возникла острая необходимость духовного воспитания
темерничан, а распространять духовную пищу полагалось прежде всего через церковь.
Итак, 6 июня 1872 года на Темернике был заложен деревянный храм.

Фото 2.
Строился он на деньги купца Якова Моисеевича Горбенко(3). А 24 июня 1873 года (7 июля по новому стилю), в день памяти Святого Пророка Иоанна Предтечи церковь была освящена.
Несмотря на то, что церковь считалась трёхпрестольной, кроме главного, Иоанно-Предтеченского престола, был освещён только правый, носивший имя преподобного Моисея Мурина, который, без сомнения являлся ангелом-хранителем храмостроителя. Левый предел церкви оставался без конкретного освящения, так как, очевидно, учредитель храма ждал подходящего события.
Церковь Иоанна Предтечи представляла собой деревянный храм на каменном цоколе, выложенном из местного плитняка. Над восьмигранными барабанами центрального купола и звонницы были возведены высокие шатры с главками. [2]
На фото 2 представлен общий вид Иоанно-Предтеченской церкви. Она занимала участок между современным зданием Лендворца и школой № 23.
Предположительно (см. P.S. в конце статьи), фото сделано со стороны Церковной улицы (ныне ул. Собино).
Название это улица получила благодаря церкви, а площадь, на которой был выстроен храм была названа Церковной площадью (сейчас ул. Депутатская). На том месте, где стояла церковь сейчас расположены небольшие магазинчики и торговые палатки (фото 3).

Фото 3.
Священниками в храме были Чехранов Дмитрий Исидорович и Алексеев Иван Александрович, а так же там служили диакон Яновский Дмитрий Иванович, псаломщики: Иванов Григорий Дмитриевич, Белоновский Михаил Михайлович. Церковным старостой стал сам основатель храма Горбенко Моисей Яковлевич.
В 1880 году при церкви построили церковно-причтовый дом (фото 4), а в 1885 году – церковно-приходскую школу (фото 5).

Фото 4.

Фото 5.
Около Иоанно-Предтеченской церкви на площади вскоре возник Темерницкий базар, территорию которого долгое время хотели присвоить главные мастерские Владикавказской железной дороги. Однако эти претензии городская Дума не удовлетворила.
В декабре 1905 года около церкви были сооружены баррикады, и базар также превратился в арену боевых действий во время первой русской революции. Революционеры даже утверждали, что звонница церкви служила для помощника полицейского пристава Семёна Григорьевича Слюсарева наблюдательным пунктом, откуда он якобы каким-то непостижимым образом корректировал огонь казачьей артиллерии, обстреливающей рабочие баррикады. [2]
В ночь на 5 марта 1906 года в здании церковно-приходской школы состоялось подпольное собрание большевиков. Ростовские власти узнали о собрании и направили к дому отряд полиции, которые окружили дом и открыли стрельбу. 4 человека были убиты, 6 ранено и 30 человек арестовано. Среди убитых был и руководитель темерницких большевиков Никифор Николаевич Алексеев. Интересен тот факт, что, как говорилось выше, священник Иоанно-Предтеченской церкви тоже носил фамилию Алексеев. Возможно, это просто совпадение, но вероятнее всего он доводился родственником руководителю подпольщиков. Иначе, каким бы образом посторонние люди количеством не менее 40 человек проникли ночью незаметно на территорию церковно-приходской школы.
Иоанно-Предтеченский храм просуществовал почти сорок лет. В ночь на 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1913 года церковь, построенная из дерева, сгорела. Но церковный приход не прекратил своё существование. После пожара была устроена временная деревянная звонница, а в одноэтажном здании церковно-приходской школы – временный Иоанно-Предтеченский храм в виде молитвенного дома с пристроенным алтарём.
Вскоре началось возведение нового, уже каменного храма, чему не помешала начавшаяся в 1914 году война (фото 6).

Фото 6.
Так, в 1915 году санкт-петербургский журнал «Зодчий» (№ 51) сообщал, что в Ростове-на-Дону «взамен сгоревшего деревянного храма Иоанна Предтечи спроектирован и выстроен каменный храм в стиле церквей XVIII века, по типу храмов Ростова Великого… Храм выстроен трёхпрестольным – с перекрытием железобетонными сводами полуподвала, в котором размещается склеп и котельная, вмещает 1200 человек… Иконостас деревянный (липовый) резной – в стиле XVI века со с плошной позолотой. Живопись фряжского письма(4).
Все постройки производились по проекту и под наблюдением архитектора Г. Н. Васильева(5)…
Храм выстроен частью на церковные, частью на пожертвованные средства». [2]
В настоящее время в районе Лендворца есть некое полуподвальное сооружение (фото 7). Которое возможно является остатками церковного подвала.

Фото 7.
За это говорит то, что при сносе церкви вряд ли бы разрушили и засыпали прочное помещение с железобетонным перекрытием, оборудованное под котельную. Его скорей всего приспособили бы под свои нужды, что вероятно и сделали.
Новый храм простоял недолго. В 1925 году рядом началось строительство Дворца труда имени В. И. Ленина (фото 8). И храм был разобран.

Фото 8.
По какой причине была разобрана Иоанно-Предтеченская церковь, неизвестно. Строительству Дворца труда она не мешала. На старом снимке (фото 9) видно, что строительство Лендворца уже заканчивается, достраивается самый верхний этаж, но и церковь ещё цела.

Фото 9.
Где-то в интернете встретилась информация, что архитектор Иоанно-Предтеченского храма Васильев Г. Н. делал эскизный проект и для Дворца имени В. И. Ленина, но проект не был принят из-за неблагонадежности его автора. Как знать, если бы не этот факт, возможно Васильеву удалось бы в общем комплексе сохранить и свою церковь. Но видимо новой власти соседство двух символов разных эпох показалось неуместным, и Темерник лишился своего первого духовного воспитателя - Церкви во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Церковь во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира.
Второй по времени постройки, но не по значению, была Владимирская церковь, более известная в народе как Шаховская (по имени основателя).
Задумал купец Михаил Петрович Шахов(6) при своем свечном заводе, что находился рядом с железнодорожными мастерскими, выстроить домовую часовню. Но так как приближался 900-летний юбилей Крещения Руси, то планы заводовладельца приобрели более широкий размах. Было решено к празднику построить более вместительную церковь.
Владимирскую церковь заложили 13 июня 1888 года в Садовом переулке (ныне улица Саши Чебанова). Проект однокупольного храма выполнил архитектор Н. М. Соколов(7). Церковь через полтора года, 4 декабря 1889 года, освятил епископ Серапион(8).
Владимирский храм имел относительно небольшие размеры. По обмерам, приведенным в «страховой оценке» от 7 августа 1910 года, они составляли 12х5 саженей (около 26х11 м). Храм, построенный из кирпича, внутри был оштукатурен и имел внутри масляные росписи стен и сводов. Тогда же, в 1889 году, при храме построили двухэтажный кирпичный церковно-причтовый дом, а также церковно-приходскую школу, рассчитанную на 166 человек, в которую во время революции 1905 года попало два снаряда, но ни один из них не разорвался.
Священником церкви был Василий Павлович Хайдалеев. Жалование получал по должности священника 300 руб. и по законоучительству 400 руб. Церковным старостой стал Иван Васильевич Романченко.
Владимирскую церковь закрыли в 1938 году, с нее убрали купольное завершение, а здание превратили в гараж паровозоремонтного завода.
В 1942 году, во время оккупации, верующие начали восстанавливать оскверненное помещение храма (фото 10).
Вот как описывают прихожане восстановление храма: «В 1942 году храм был возвращен верующим. На свои трудовые добровольные пожертвования создали прекрасный благоустроенный храм: создан алтарь со всеми священными предметами, сделан новый … иконостас, стены храма расписаны художественными орнаментами и живописью, пол покрыт паркетом, устроен водопровод, проведено электрическое освящение. На все это за 12 лет израсходовано более полумиллиона народных денег. Летом 1954г. был закончен капитальный внутренний ремонт храма. Площадь Храма со двором 412кв.м. Вместимость 1500 чел. Службы ежедневные. В большие праздники храм переполнен. Является единственным в районе». [3]

Фото 10.
Интересно отметить, что после освобождения Ростова от гитлеровских оккупантов прихожане храма совместно с прихожанами Верхнее-Гниловского Серафимовского храма собрали средства, которых хватило на изготовление двух танков для Советской армии. За этот патриотический подвиг Владимирский храм в 1945 году был награждён Красным Знаменем и портретом генералиссимуса И.В. Сталина(9). Но эта награда не уберегла храм от ликвидации. [2]
В 1954г. был поднят вопрос об изъятии здания и закрытии Владимирской церкви. Из переписки между уполномоченным Совета по делам РПЦ Ростовской обл. (Усанов И.А.) и Советом по делам РПЦ при Сов. Мин. СССР: «Служба в церкви проводится ежедневно утром и вечером. Число посещающих церковь в будни дни не превышает 2040 человек, в воскресные дни 10250, а по праздничным дням верующих бывает несколько больше. Митрополит Вениамин, настоятель Владимирской церкви священник Архангельский и староста, член церковного совета Селиванов, считают претензии администрации завода и советских органов законными, не возражают против освобождения здания, занятого церковной общиной под молитвенные цели, но просят предоставить возможность общине верующих приобрести другое помещение. Свою просьбу они мотивируют тем, что многие верующие якобы не пожелают объединяться ни с одной из церквей, расположенных даже на небольшом расстоянии от Владимирской церкви».
В итоге был куплен жилой дом по ул.Чапаева №18 под Владимирский молитвенный дом. Жилой дом с кирпичными стенами на бутовом цоколе в плане 9,32м х 9,25м, высота 3,35м. Было получено разрешение на пристройку алтаря и расширение здания, так как оно было в 3 раза меньше церковного. 25 сентября 1955г. Митрополит Ростовский и Каменский Вениамин, в сослужении трех священников и диакона, совершил Богослужение во вновь отстроенном Владимирском молитвенном доме. [3]
Остатки храма площадью 400 кв.м. передали Лензаводу
В июле 1963г. Владимирский молитвенный дом был ликвидирован, снято с регистрации религиозное православное общество Владимирский молитвенный дом. Приход присоединен к церкви Всех Святых. Здание использовано под детские ясли. [3]
В здании бывшей церковно-приходской школы, по адресу ул. Саши Чебанова, 12, где проходили последние богослужения, сейчас расположено отделение междуведомственной охраны МВД. А в реестре памятников архитектуры значится «памятное место с сохранившимися архитектурными элементами бывшего храма во имя Св. Равноап. Князя Владимира (Шаховской церкви), связанное с 900-летием празднования Крещения Руси и с меценатством купцов Шаховых».
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Об этом храме известно мало, да и просуществовал он не долго, не успев обзавестись историей и легендами.
На участке, ограниченном улицами Колодезной (ныне Кручинина), Нагорной, переулками Рыбным и Безымянным, 5 июня 1905 года был заложен монументальный храм.
По версии ростовского архитектора-краеведа А.П. Зимина, Троицкий затемерницкий храм проектировал архитектор Козлов или, возможно, Васильев, и он был рассчитан на 1200 человек.
Церковь строилась медленно и причиной этому, не в последнюю очередь, без сомнения,
Являлись такие события, как военные действия на Темернике в декабре 1906 года, затем начавшаяся Первая мировая и Гражданская войны. Но и в этих сложных условиях организаторы строительства и община мирян, и позднее, в 1922 году, не теряли надежды в будущем достроить храм.
Ещё во время Гражданской войны, в 1918 году, прихожанами рядом со строящимся храмом была наскоро сооружена временная Троицкая церквушка из «глины» (вероятно, глинобитная). В связи с убогостью этой церкви и недостатком средств, прихожане в 1922 году безуспешно обращались с просьбой к властям передать им церковную утварь закрываемой ущилищной церкви бывшей Екатерининской гимназии. Но не предполагали тогда прихожане Троицкой церкви, что их глинобитному храму уготована более суровая судьба, нежели Екатерининской церкви, и он будет полностью разрушен через четыре года.
Троицкий приход был ликвидирован после 1926 года, затем был разрушен и недостроенный Троицкий храм. [2]
На участке, где размещалась церковь сейчас находятся радиорынок (бывший ростовский птичий рынок), профессионально-техническое училище № 16, несколько жилых домов. Точное местоположение храма ещё предстоит выяснить.

Сноски:
1- Павел Павлович Мамонтов, городской землемер Ростова-на-Дону, 1912г.
2- Григорий Петрович Данилевский, писатель и публицист, автор романа-трилогии о жизни Приазовского края («Беглые в Новороссии», «Беглые воротились» и «Новые места»).
3- Моисей Яковлевич Горбенко, купец, с 1909 по 1913 гг входил в состав Ростовской-на-Дону городской Думы, являлся членом технической и телефонной думских комиссий.
4- Фряжское письмо - наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.
5- Григорий Николаевич Васильев, с 1901 года по 1917 год городской архитектор Ростова-на-Дону.
6- Михаил Петрович Шахов, купец и меценат, на его счету не только церковь и церковная школа, рядом он так же выстроил городское училище.
7- Соколов Н. М., ростовский архитектор. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров и в 1887 году занял должность главного архитектора Ростова-на-Дону. Автор проектов крытых рядов Центрального рынка, ему так же принадлежат двухэтажный особняк американского консульства (дом братьев Мартын) по Большой Садовой, 125, корпуса Николаевской больницы (ныне клинический городок медицинского университета) и многие другие здания.
8- Серапион (Маевский) (1827 - 1891), епископ Екатеринославский и Таганрогский.
9- Информация из Церковного вестника Ростовской епархии. – 1994. - №3 (26).
Литература:
1. Ростов-на-Дону. Очерки о городе. Ростовское книжное издательство,1973.
2. Е.И. Малаховский "Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие". Ростов-на-Дону Издательство "NB" 2006.
3. Зиборовский В.В. «Их истории Свято-Владимирского храма города Ростова-на-Дону», сайт Ростовской-на-Дону епархии.
В статье использованы фото из музея истории железнодорожного транспорта, фото из книги Е.И. Малаховского "Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие", а так же фото автора статьи.
Особую благодарность выражаю Андрею (Stanichnik) за поддержку идеи и помощь в подборе материала для статьи.

P.S. Споры вокруг того, откуда сделано фото Иоанно-Предтеченского храма породили несколько версий.
Итак, следующая версия места фотосъемки примерно выглядит так:
Вложенный файл:

Схема 1.
Изучение направления входа многих церквей города показало, что все они ориентируются не строго на запад, а только лишь в примерном направлении. За основу для схемы взяла храм Серафима Саровского на Портовой, он похож по форме, и его направление примерно совпадает с тем, что мы бы видели на фото с трамвайного моста и на фото с вокзала. Были даже варианты развернуть церковь входом южнее, но тогда бы это противоречило религии, и я не встречала на карте храмов с более южным поворотом, поэтому просто перенесла имеющийся храм по плоскости в Лендворец, не меняя его направления.
Тогда получается, что фото сделано с территории, находящейся сейчас под зданием Лендворца. Церковь к фотографу развернута как бы по диагонали, мы видим угол звонницы. В этом случае так и получается.
А на афишной тумбе я заострила внимание вот почему. Когда-то в музее Революции существовала диорама «Баррикады на Темернике в декабре 1905 г.»
Вложенный файл:

Диорама.
На месте этой баррикады сейчас стоит здание Лендворца. Я понимаю, что большей частью сюжет на диораме – фантазия художника, но считаю, что «декорации» реальны, взяты со старых фотографий, т.е. воссоздана существующая на тот момент действительность. И в левом нижнем углу мы видим такую же тумбу. Не думаю, что на базарной площади их могло быть несколько, для окраинного Темерника и одной было достаточно, а значит это та же самая, что и на фото Иоанно-Предтеченской церкви. А сама церковь находится ещё левее. Фотограф, вероятно, стоял спиной к тем деревянным ларькам справа, или даже в полоборота межу ларьками и заводом. Все это очень приблизительно. Я говорю не о точном месте, на котором стоял снимающий, а только о направлении. Он мог стоять и левее и правее, все зависит от того, где точно стояла церковь, и как был сориентирован ее вход, и та ли это тумба. Тут вырисовывается ещё два варианта: либо Мишин, и фото сделано с северной лендворцовой стороны, если я правильно поняла, (торца Лендворца, но не со стороны Депутатской между Собино и Минераловодской!), тогда тумбу и место съемки может стоит переместить чуть ближе к церкви; либо вариант Станичника, и фото сделано от проходной Лензавода, но тогда храм стоит ещё чуть развернуть к югу. Диорама погибла в ротонде вместе с другими экспонатами музея Революции. Фото этой местности попадается очень мало, и если кто-нибудь встретит хоть какие фото Темерника (Лендворца) конца XIX начала XX века, очень прошу поделиться.
А вот посмотрите, что происходит, если для схемы взять другую церковь, например, храм Дмитрия Ростовского (схема 2).
Вложенный файл:

Схема 2.
Направление входа этого храма несколько отличается от предыдущей схемы. И в этом случае как раз оказалось бы верным моё первоначальное предположение, что снимок сделан примерно с пересечения Собино и Депутатской – диагональ звонницы приходится на это место. Но тогда был бы невозможен снимок с вокзала. Значит более правильным следует считать расположение Иоанно-Предтеченской церкви показанное на схеме 1, а так же вытекающее из нее место съемки.
Вопрос остается открытым пока мы не выясним точно, как стояла церковь, а для этого нужна ещё информация и фото.
Последнее редактирование: 7 года 8 мес. назад пользователем Selena.
Больше
8 года 4 мес. назад #1499 от Selena
Ещё многое в этом вопросе не выяснено, но я продолжаю свои поиски. Если у кого-нибудь есть дополнительная информация по храмам Темерника, пожалуйста, делитесь, статью откорректируем и расширим :)
Больше
8 года 4 мес. назад #1500 от mishail_k
Редкие фото и отличная работа! Класс!
Больше
8 года 4 мес. назад #1502 от Stanichnik
Работа сия, достойна глубокого уважения и подражания.
Больше
8 года 4 мес. назад #1503 от Stanichnik
Надо еще раз подумать с какого места, сделано фото №2, сейчас склоняюсь к мысли, что с от проходной Лензавода. Надо сравнить это фото с другим, которое есть на сайте и сделано от вокзала, и по расположению куполов и их высоте, сделать вывод.
Больше
8 года 4 мес. назад #1504 от alex272
Не хотельсь бы ответить чем-то банальным, типа \"здорово!\", хотя это в самом деле ЗДОРОВО!. Могу лишь добавить, что пока читал, просматривал и соображал, а потом нажал кнопочку \"ответить\", у меня комп. затребовал регистрации :lol: - видимо очень долго я это делал, не знаю. В общем, Спасибо.
Что касается предположения от куда делался снимок №2, согласен со Станичником, по причине того, что во-первых в ж.д. музее(хотя он естественно не сама истина) этот кадр назван \"Церковь.... у базарной площади\" и есть ещё один сделанный под углом к фасаду главных мастерских, возможно с той же точки, который в свою очередь так же назван \"... вид от Базарной площади\", кроме того естественно 3-им углом треугольника там должен находиться сам базар. И второе соображение - я абсолютно не религиозный человек, но слышал, что стороны церквей при строительстве ориентировались по сторонам света и судя по тому же собору на Центральном рынке, вход у неё должен быть с запада на восток. Здесь всё вроде так и получается.
Больше
8 года 4 мес. назад #1515 от Selena
Спасибо за отзывы!
Что касается площади. По документам площадь значится, как Церковная, Базарной ее, видимо, стали называть (неофициально) после того, как там возник базар. Ещё в оценочных документах попадалась Затемерницкая площадь. Но всё это речь идёт об одном и том же, об \"окружности\" ж/д мастерские-Республиканская-Минераловодская-Собино-Гусева- ж/д мастерские. Базар же находился перед церковью, на месте нынешнего Лендворца (фото 6). А то фото, которое упоминает Алекс тоже надо выложить, там пустырь травой поросший. А на фото с церковью улица более цивильно выглядит. Алекс, Вы выложите это фото?
Больше
8 года 4 мес. назад #1520 от gwinogradow
Авторам спасибо за статью :)
Больше
8 года 4 мес. назад #1568 от Selena
После продолжительных споров не только на сайте, но и в кругу моей семьи по поводу того, с какого места был сделан снимок Иоанно-Предтеченской церкви, вношу в статью некоторые дополнения (см. P.S. в конце статьи) :-).
Больше
7 года 11 мес. назад #2031 от alex272
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы
Не знаю она ли это, но судя по адресу, находилась она на самом верху Темерника. То что изображено на открытке силуэтно не подходит под Владимирскую, а территориально уж точно не подходит на Иоана Предтечу. Вот и думаю, что это она. Хотя видно, конечно, не очень.
Ну да всё же хоть что-то.
Вложения:
Больше
7 года 11 мес. назад #2032 от Stanichnik
Предположу, что это церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Профиль точно совпадает с фото из известной книги Е.И. Малаховского. Да и место похоже.
Больше
7 года 11 мес. назад #2033 от alex272
Всегда говорил, что в церковных делах не силён, тем более здесь о ней и речи не было. Решайте как скажите, Вам виднее.
Больше
7 года 9 мес. назад - 7 года 9 мес. назад #2196 от alex272
Ещё маленькое дополнение:
МЕСТНАЯ ХРОНИКА
Вопрос о постройке в Затемерницком поселении на Церковной площади храма близится к осуществлению. В последнем своем заседании городская дума, согласно ходатайству жителей поселения, в видах расширения церковного погоста, признала возможным прирезать к отведенному участку под постройку церкви новый участок земли мерою 35 на 46 пог. саж. Получив копию постановления думы, уполномоченные от прихожан Затемерницкого поселения подали на днях епархиальному архиерею прошение, в котором ходатайствуют о разрешении им приступить к спланировке места и возведению храма.
(Приазовский край. 1898. № 171 июль м-ц)
И опять нескладушка по дате. Приведенная мною выписка из газеты говорит о застройке именно Церковной площади, но как мы знаем, деревянный Иоанн-Предтеча уже стоит, а каменный встанет гораздо позже, что касается других сооружений, то они не на Церковной площади.
"Ни чё не понимаю !" (Колобок из мульта)
Последнее редактирование: 7 года 9 мес. назад пользователем alex272.
Больше
7 года 9 мес. назад #2216 от Selena
Что-то и я себя колобком почувствовала...
Можно предположить, что решение о постройке каменного храма принималось лет на 10 раньше его постройки, но что-то мешало начать строительство, может отсутствие денег, может "революционирующие" народные массы. А пожар в деревянной церкви был не причиной постройки новой, а ускоряющим фактором.
Больше
7 года 9 мес. назад #2217 от alex272
:-) Ну от чего же "колобком"? Ни Вашей ни моей вины нет в том, что мы пользуемся лишь вторичной информацией. Истина была лишь у современников. А может быть и в самом деле здесь та логика, что Вы предположили. Чем больше информации, тем больше шансов найти истину.
Больше
7 года 9 мес. назад #2218 от Selena
Колобком, потому что "ни чё не понимаю" :) Думается наиболее точная информация может быть в печатных изданиях того времени. Так что Вы, Алекс, как спец по старым газетам, со временем ещё что-нибудь нароете :).
Больше
7 года 9 мес. назад #2219 от alex272
Ну поживём - увидим.
Больше
7 года 8 мес. назад #2268 от Nasty
Огромное спасибо за проведённую работу! Я не устаю удивляться, сколько церквей и храмов хранил Ростов, какое культурное наследие было утеряно...
Время создания страницы: 0.496 секунд
LiveZilla Live Chat Software